Шизофрения и здравоохранение. Симптомы и лечение.
Get Adobe Flash player

Здравоохранение

Остальные методики обычно относят «под рубрику» психосоциальной реабилитации, а иногда и о психосоциальной реабилитации как таковой говорят как об одной из таких методик. Подобный подход вводит в заблуждение, поскольку психосоциальную реабилитацию в принципе неверно рассматривать как «технику» или набор техник: это общая стратегия, сфера которой охватывает не только здравоохранение, но также законодательство, социальные службы и экономику.

Тренинг социальных навыков подразумевает использование группы методов, основанных на теории социально го обучения, в целях выработки определенных двигательных навыков, навыков восприятия и межличностного общения, позволяющих адаптироваться к жизни в обществе, вести относительно самостоятельное существование и формировать необходимые социальные взаимоотношения. Сложные формы поведения анализируются, оцениваются и разделяются на простые дискретные компоненты; обучение соответствующим элементам поведения проводится с помощью различных бихевиоральных техник, таких как выделение значимых проблем, инструктаж, чмоделирование, ролевая игра, репетиция действий, закрепление, подкрепление, структурированная «обратная связь» и домашнее задание. Центр внимания программ тренинга социальных навыков в последнее время смещается от конкретных черт — как бы ограниченных «топографических участков» явного, «наглядного» поведения — к более обширной сфере навыков, позволяющих вести независимый образ жизни, и общих коммуникативных навыков (Halford and Hayes, 1992).

Не подлежит сомнению, что больные шизофренией способны усваивать разнообразные социальные навыки: от простейших моторных актов — до умения отстаивать свои права и интересы, устанавливать контакты с другими людьми и поддерживать общение. В специфических, конкретных формах поведения улучшение, как правило, очевидно; заметить прогресс в межличностных взаимоотношениях и в повседневной жизни сложнее. Остается, однако, неясным, переносятся ли результаты, достигнутые во время тренинга, из учебной среды в повседневную жизнь. Кроме того, все еще не доказано влияние тренировки социальных навыков на соответствующие аспекты исхода заболевания.